Вы здесь

На Южном Урале реализуются проекты по поддержке детей на раннем этапе развития

В рамках проекта «Шаг навстречу» в отделении раннего вмешательства социально-реабилитационного центра «Здоровье» г. Челябинска прошел тренинг для родителей об особенностях периода раннего детства «Как вам с нами, малышами?».

В начале занятия родители представились, немного рассказали о себе, выполнили несколько игровых заданий, которые помогли им познакомиться ближе.

Педагог-психолог Ирина Сюсина провела с участниками беседу о стереотипах по отношению к детям, обратив внимание на то, что в процессе воспитания не нужно быть слишком «напряженным», напротив, стоит иногда уступать, ослаблять контроль. А в основе воспитания должна лежать любовь. Также педагог-психолог рассказала родителям об особенностях периода раннего детства (от 1 года до 3 лет). Это время, когда ребенок очень привязан к взрослому, и в то же время испытывает чувство раздражения, стремится к самостоятельности, но нуждается в защите родителей. При правильном подходе взрослых, сформированная в этом возрасте ранняя детская привязанность в дальнейшем помогает малышу свободно общаться со сверстниками, проявлять большее упорство в учебе, демонстрировать высокий уровень познавательных процессов и т.п.

«Период раннего детства – это время возрастного кризиса, — отмечает Ирина Сюсина. —  Его симптомы проявляются, если взрослые не заметили, не поняли, что нужно менять отношения с ребенком, который стал более самостоятельным и активным. В поведении малыша это проявляется через негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм».

Кризис задерживается, если родители не замечают, или не хотят замечать у ребенка тенденцию к проявлению самостоятельности, когда они стремятся сохранить устраивающий их, взрослых, тип взаимоотношений, сдерживают активность и самостоятельность ребенка. Лучший способ преодолеть кризис – партнерское общение и предоставление самостоятельности в разумных пределах.

«Клубная работа с родителями – одно из основных направлений проекта «Шаг навстречу», направленного на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями раннего возраста, — пояснила директор центра «Здоровье» Мария Кузнецова. — Проект реализуется в центре «Здоровье» с 2015 года. В 2017 – 2018 г.г. -  совместно с  Фондом  поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва). На средства гранта Фонда (почти 1,5 миллиона рублей) с апреля 2017 года по сентябрь 2018 года приобретено уникальное оборудование: тактильный комплекс «Солнышко», фиброоптические панели, оборудование Монтессори, дидактический стол и многое другое. Несмотря на завершение срока грантовой поддержки, реализация проекта «Шаг навстречу» продолжается, такая система работы с ребенком с ограниченными возможностями и его семьей очень востребована».

Отметим, министерство социальных отношений тесно сотрудничает с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва). В 2019 году продолжится реализация двух  Комплексов мер «Развитие современных методов ранней реабилитации детей в возрасте до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, угрожаемых по развитию детского церебрального паралича, детей с нарушением слуха и зрения и внедрение эффективных практик ранней комплексной помощи детям в возрасте до 3 лет на Южном Урале «Мы всё преодолеем» на 2018-2019 годы и  по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации воспитанников этих организаций на территории Челябинской области на 2018-2019 годы.

Мероприятия первого Комплекса мер направлены на создание межведомственной системы ранней помощи, включающей оказание медицинской и социально-педагогической помощи, снижение числа детей-инвалидов, поддержку семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

За два года в рамках второго комплекса мер на Южном Урале планируется создать тренинговые квартиры для выпускников детских домов и воспитанников-учащихся учреждений среднего профессионального образования с признаками дезадаптации, открыть гостевые комнаты для выпускников организаций для детей-сирот, находящихся на обучении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внедрить модели сопровождаемого самостоятельного проживания воспитанников, выпускников центра постинтернатной адаптации, создать домовые общественные советы в жилых домах, в которых проживают лица из числа детей-сирот.